Ледокол «Арктика» проекта 22220 — достойный преемник советской «Арктики» проекта 10520!
Самый мощный в мире (после предстоящей замены одного из 6-ти гребных электродвигателей) атомный ледокол «Арктика» пр. 22220 официально вошёл в состав атомного флота России.
Ледокол имеет водоизмещение — 33540 тонн, длину — 173,3 метра, а ширину — 34 метра и пока будет эксплуатироваться с максимально допустимой суммарной мощностью на 3-х гребных валах до 50МВт. Проектная суммарная мощность гребных электродвигателей — 6х10 МВт на 3-х гребных валах.
Замена одного из 6-ти гребных электродвигателей, который вышел из строя во время швартовых испытаний в феврале этого года, на новый двигатель запланирована на август — ноябрь 2021 года на Кронштадском заводе.
В ходе последнего этапа ходовых испытаний «Арктика» прошла 4,8 тыс. морских миль в течение 21-х суток и 3 октября достигла географического Северного полюса. Причём все встреченные льды ледокол преодолел на 50% своей мощности!
В настоящее время в составе ФГУП «Атомфлот» насчитывается 4 атомных ледокола: «Таймыр» и «Вайгач» пр. 10580 мощностью турбин по 2х18400 МВт, а также «Ямал» пр. 10520 и «50 лет Победы» пр. 10521 суммарной мощностью на 3-х гребных валах 55 МВт.
Прежде имя «Арктика» носил головной атомный ледокол пр. 10520 суммарной мощностью на 3-х гребных валах 55 МВт, спущенный на воду в 1972 году, принятый в эксплуатацию в 1975 году и выведенный из состава флота в августе 2008 года.
Являлся вторым в мире атомным ледоколом и первым в истории судном, достигшим географический Северный полюс в надводном положении в 1977 году. Поход был посвящён 60-летию Великого Октября. После этого события Табачная фабрика им. Урицкого № 2 в г. Ленинграде начала выпуск сигарет с фильтром чёрного (!) цвета «Арктика», пачка которых сначала стоила 40 коп., а затем 60 коп. Неплохие были сигареты, только требовали снятия целлофановой упаковки и просушки на батарее центрального отопления…
Примечательно, что в период с 1982 года по 1986 ледокол носил имя «Леонид Брежнев».
Кроме «Арктики» было построено ещё 5 атомных ледоколов, её систершипов (sisterships):
- «Сибирь» в 1977 году, выведен из эксплуатации;
- «Россия» в 1985 году, выведен из эксплуатации;
- «Советский Союз» в 1989 году, в отстое;
- «Ямал» в 1992 году, в строю;
- «50 лет Победы» в 2007 году (пр. 10521) в строю.
Планируется построить ещё четыре ледокола пр. 22220: «Сибирь», «Урал», «Якутия», «Чукотка» и один ледокол пр. 10510 — «Лидер». Не знаю, нужны ли они будут стране, ведь Арктика стремительно освобождается ото льдов и уже сегодня продолжительность безледокольной навигации по Севморпути значительно выросла! Глобальное потепление однако…
Пожелаем новой «Арктике» семь футов воды под килем!