Немного о капремонте

Немного о капремонте

27.11.2019 0 Автор renegade

 Опять, опять Счётная палата (СП) сунула свой любопытный нос куда не надо! И озадачила Минстрой, фонд ЖКХ и лично нас своими выводами.

http://audit.gov.ru/press_center/news/39083

 Граждане, всё сказанное далее касается каждых двоих из трёх россиян. Включая младенцев и стариков. Может не касаться Вас напрямую, но обязательно коснётся Ваших родных или близких. И когда долгожданный капремонт придёт наконец в намеченный дом… Дай бог терпения проживающим там! Ибо ремонт без отселения безответственными и криворукими гастарбайтерами не косметический, а капитальный, с заливами, переделками и недоделками испытание не для слабых духом! Утверждаю это, как переживший капремонт пару лет назад…

 Итак, что же углядели дотошные счетоводы? В региональные программы капремонта включены уже (на 01.01.2019) 737000 домов общей площадью 2.5 млрд кв. м, в которых проживает 93 млн человек.

 “Это 64% общего населения страны. При этом бюджетные деньги на проведение капремонта практически не привлекаются. Граждане перечисляют деньги из своих, как правило, небольших доходов в виде взносов…” – из доклада аудитора Светланы Орловой на коллегии СП.

 Вот те раз! Взносы с граждан на капремонт – понятное дело. Многие уже платят их в соответствующий фонд. Так и бюджет, оказывается, можно привлекать? И так можно было делать раньше?

 Можно, согласно ст. 191 ЖК РФ привлекать средства и федерального бюджета, и бюджета субъекта РФ, и даже местного бюджета для финансовой поддержки ТСЖ, ЖСК, региональных операторов и управляющих компаний.

 Можно! Но, как прописано в ЖК РФ, это возможность, а не обязанность. И кому это нужно?

Населению? Спасение утопающих – известно чьих рук дело! Вот пусть граждане сами и скидываются. А Счётной палате остаётся лишь констатировать этот факт.

 Далее. Сама региональная программа запущена с 2014 года и суть её действия описывается ст.168 ЖК РФ. И за прошедшие 5 лет что ещё углядели аудиторы?

“Анализ выявил ряд системных проблем в области проведения капремонта, одна из которых связана с отсутствием единого порядка формирования региональных программ, а также системы технического учета жилищного фонда,” – из того же доклада г-жи С. Орловой.

 Объясним попроще. В регионах программы капремонта формируют кто во что горазд! Равно как и используют свои, местные, методы техучёта многоквартирных домов (МКД). После чего от большого ума или ещё с каким умыслом в региональных программах появляются “недостоверные данные”. Это так мягко выражаются аудиторы СП. Говоря проще, отсутствие единых стандартов приводит к образованию “чёрных дыр”, куда потом утекают деньги, собранные с граждан. Цитируем: “… в программы капремонта систематически включаются аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, с 2017 по 2019 годы Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов.”

 И это только выявленных! Десять тысяч домов, которые сколько не ремонтируй, толку не будет, или просто станут золотыми по вложенным средствам. И которые вскоре опять требовали бы новых вложений.

 Впрочем, толк в этом кое для кого был бы. Для тех, кто “осваивал” бы деньги на капремонт!

 Что творится с подрядчиками – вообще отдельный разговор. Сорванные сроки и невыполненные работы не мешают одним и тем же компаниям выигрывать тендеры на следующий год. А иногда тендеры вообще не проводились, как выясняется позже!

 Вот, например, Московская область по итогам прошлого года – единственный регион, который обеспечил банковское сопровождение работ по капремонту по аналогии Минобороны

 А остальные регионы? Что им мешает отсекать финансово подозрительных подрядчиков? Ничего не мешает. Но что-то не хочется. Среди подрядчиков же почти всегда есть свои люди! А как обидеть своих людей излишним недоверием?

 Продолжим? Цитата из доклада С. Орловой: “Еще одна острая проблема – недостаточная финансовая устойчивость региональных программ капремонта.”

Что это такое? На начало года финансовое обеспечение программ было 55%. Краткосрочных (до трёх лет) – 82%. То есть денег в фондах просто нет под расписанные программы. А значит, и выполнение под угрозой срыва! А почему?   

 Цитируем далее: “Возникшая проблема обусловлена тем, что в большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учетом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов.”

 Ну нет у граждан денег! Слово “доходы” в регионах скоро будет ассоциироваться не с “доходностью”, а с “доходягами”. И в субъектах это понимают. И берут меньше, чем надо бы по экономическим соображениям.

 И вот тут у нас есть два вопроса: или сама программа регионального капремонта с этими экономическими обоснованиями порочна изначально и неподъёмна для населения, или в этом случае уже пора подключать бюджетные средства в обязательном порядке? Ведь дальше – тупик! Брать больше – загонять народ в долги. Брать меньше – не выполнять заявленные капремонты. Но власть по-прежнему пребывает в состоянии эйфории и не замечает окружающей действительности!

 С учётом вышеперечисленного, что изменилось с 2014 года, когда заработали программы региональных капремонтов? Объем жилого фонда, по данным Минстроя и Росстата, имеющего износ от 66% до 70% и выше не сокращается, а только увеличивается!

 Занавес.

 Опять не получится закончить и этот обзор на приятной и радужной ноте.

 Что есть – то и есть! А Вам думать и делать выводы.